Запиши название растения которое вьется: 1. В каких случаях буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают два звука? а) после согласных…

Содержание

ГДЗ по окружающему миру 4 класс 1 часть — рабочая тетрадь — Плешаков А.А. Новицкая М.Ю.

Иллюстрация к отрывку Ю.С. Рытхэу

2.  Нарисуй иллюстрацию к одному из произведений писателей твоего края (по выбору), где воспевается красота родной природы. Можно приклеить фотографии.

Можно нарисовать рисунки к произведениям

Иллюстрация к рассказу «Лесные домишки»

  • Михаила Пришвина «Золотой луг»
  • Ивана Тургенева «Бежин луг».

3. С волшебной горой сравнивал Ю.С. Рытхэу русскую культуру, которую он хорошо знал и с которой стремился познакомить свой народ. Попробуй кратко объяснить смысл этого сравнения.  Запиши свою мысль.

Русская культура представлялась чукотскому писателю как гора, так как она такая же огромная, великая, может быть, даже непостижимая. Гору видно издалека, нельзя пройти мимо и не заметить гору, как и нельзя пройти мимо русской культуры. Волшебная гора таит в себе множество богатств и загадок, как и русская культура. Вот почему Ю.С. Рытхэу сравнивал сравнивал русскую культуру с волшебной горой.

ПО РОДНЫМ ПРОСТОРАМ

Страница 28 — 31 — Карта — наш экскурсовод

1. Перед тобой контурная карта России. Сравни ее с картой в учебнике. В чем сходство и различия?

Ответ:

Карта в рабочей тетради более новая, современная. На ней полуостров Крым обозначен как часть Российской территории. На рисунке полуостров Крым выделен  красным цветом.
В контурной карте нет названий городов, населенных пунктов, областей и краев.
Контурная карта не имеет раскраски территорий, на ней можно увидеть только сушу и море.

Контурная карта России

Для заполнения также будет полезна карта России.

Карта РФ

2. Используя карту в учебники, обведи на контурной карте государственную границу России. Подпиши название столицы России.

3. Подпишите название своего родного города, а если живёте в селе — название главного города вашего региона. Ели город не обозначен на карте, нанесите его с помощь условного знака и подпишите. (При этом место расположения города можно показать приблизительно.)

4. Для обозначения полезных ископаемых используют условные знаки. Рассмотри их и научись рисовать.

Условные обозначения полезных ископаемых

5. Из текста учебники (с.52) выпиши цифровые данные, характеризующие территорию России.

Россия занимает более 1/9 части суши Земли. Протяженность территории России с севера на юг свыше 4 тысяч км. Протяженность территории России с запада на восток — около 9 тысяч км.

Расскажи о территории России своим одноклассникам. Включи в рассказ данные, выписанные из учебника.

8 фактов о территории России

  • Россия — самая большая страна в мире.
  • Россия больше США в 1,8 раз.
  • Площадь РФ приблизительно равна площади Плутона.
  • Вечная мерзлота занимает 65% территории России.
  • РФ омывается 12 морями.
  • Озеро Байкал в Сибири — самое глубокое озеро на Земле.
  • Уральские горы, расположенные на границы Европы и Азии, являются самыми древними горами в мире.
  • Хибинские горы — самые высокие горы, расположенные за полярным кругом России.

Страница 32 — 33 — По равнинам и горам

1. Используя карту в учебнике, подпишите на контурной карте (с. 28-29) крупнейшие равнины и горы России.

2. Подпиши на схеме холм и гору. Закончи составление схемы: укажи стрелками части холма и горы.

Холм и гора

На рисунке слева изображен холм, а справа — гора. В самом низу находится подножье горы и холма, самый пик горы и холма — это вершина, а между вершиной и подножием находится склон.

3. С помощью карты учебника заполни таблицу.

Название горыВысота горы
Эльбрус (Кавказские горы)5 642 метров
Ключевская сопка (Камчатка)4 688 метров
Белуха (Алтай)4 506 метров
Народная (Уральские горы)1 895 метров

Перечисли горы в порядке увеличения их высоты; в порядке уменьшения высоты. Попроси соседа по парте проверить тебя.

4. Выполни рисунки, показывающие формы земной поверхности твоего края, или помести фотографию.

Уральские горыАлтай

5. С помощью дополнительной литературы, интернета подготовь сообщение о каких-либо равнинах или горах России, твоего края. Запиши основные сведения для своего сообщения. Укажи источник информации.

Кавказские горы  — горная система между Чёрным, Азовским и Каспийским морями. Разделяется на две горные системы: Большой Кавказ и Малый Кавказ. Большой Кавказ простирается более чем на 1100 км. Наиболее известные вершины — г. Эльбрус (5642 м) и г. Казбек (5033 м) покрыты вечными снегами и ледниками. Горы близ Сочи — Аишхо, Аибга, Чигуш, Псеашхо приняли участников зимних Олимпийских игр 2014 года.

Алтайские горы — сложная система самых высоких в Сибири хребтов, разделённых глубокими долинами рек и обширными внутригорными и межгорными котловинами. Алтай расположен там, где сходятся границы России, Монголии, Китая и Казахстана. Самая высокая вершина Алтая — гора Белуха (4509 м).

Западно-Сибирская равнина — равнина на севере Азии, занимает всю западную часть Сибири от Уральских гор на западе до Среднесибирского плоскогорья на востоке. На севере ограничена побережьем Карского моря, на юге простирается до Казахского мелкосопочника, на юго-востоке Западно-Сибирская равнина, постепенно повышаясь, сменяется предгорьями Алтая, Салаира, Кузнецкого Алатау и Горной Шории. Равнина имеет в плане форму суживающейся к северу трапеции: расстояние от южной ее границы до северной достигает почти 2500 км, ширина — от 800 до 1900 км, а площадь лишь немногим меньше 3 млн. км².

Страница 34 — 35 — В поисках подземных кладовых

Практическая работа «Изучение полезных ископаемых».

1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. Пользуясь иллюстрациями учебника или атласом-определителем, узнайте его название.

Запишите: каменный уголь.

2. Установите свойства полезного ископаемого. . Запишите:

Каменный уголь — твердое полезное ископаемое, цвет — черный, непрозрачное, плотное, имеет блеск и  слабый запах. Каменный уголь — горючее полезное ископаемое.

3. С помощью учебника заполните таблицу.

Сравнение нефти и природного газа

Признаки для сравнения — Нефть — Природный газ

Происхождение — Образовано из остатков растений и животных    — Образовано из остатков растений и животных

Свойства — Густая, маслянистая, жидкая, темного цвета, с резким запахом    — Бесцветный, легкий, горючий, без запаха.

Применение — Топливо, масла, пластмассы, волокна для тканей   — Топливо, пластмассы, волокна ценных материалов

Способы добычи —  Буровые скважины   — Скважины

Способы транспортировки — Нефтепровод, железнодорожные цистерны, нефтеналивные танкеры    —  Газопровод, танкеры-газовозы

Бережное отношение — Нельзя допускать разлива нефти при добыче и перевозке    — Газ нужно экономить, не допускать утечку в быту.

Страница 36 — 37 — Наши реки

3. С помощью карты и текста учебника соедини лилиями названия рек и городов, которые на них построены.

Волга — Казань
Кама — Пермь
Ока — Коломна
Москва-река — Москва
Нева — Санкт-Петербург
Дон — Ростов-на-Дону
Обь — Новосибирск
Енисей — Красноярск
Лена — Якутск
Амур — Хабаровск

5. С помощью дополнительной литературы подготовь сообщение о какой-либо реке России, твоего края (по выбору). Запиши основные сведения для своего сообщения. Укажи источник информации.

Волга — река в Европейской части России. Она является одной из крупнейших рек на Земле и самой длинной в Европе. Прилегающая к Волге часть территории России называется Поволжьем. Длина реки составляет 3530 км, а площадь её водосборного бассейна — 1,361 млн км².  На Волге расположены четыре города-миллионера: Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград. На Волге построено 8 гидроэлектростанций. Волга впадает в Каспийское море.

Кубань — река в России на Северном Кавказе, берущая свое начало в горах Карачаево-Черкесской Республики (г. Эльбрус). Название реки в переводе с карачаево-балкарского языка означает «поднимающаяся, разливающаяся река» или «поток».  Длина 870 км, площадь бассейна 58 тыс. км². Протекает по территории Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Краснодарского края и Адыгеи. Кубань впадает в Азовское море.

Енисей  — река в Сибири, одна из величайших рек мира и России. Впадает в Карское море Северного Ледовитого океана. Длина — 3487 км. Енисей — природная граница между Западной и Восточной Сибирью. От Саян до Северного Ледовитого океана Енисей проходит через все климатические зоны Сибири. В его верховьях живут верблюды, в низовьях — белые медведи. Название происходит от эвенкийского «Иоандези» — большая вода.

Страница 38 — 39 — Озера — краса Земли

2. О каких озерах идет речь?

Самое большое озеро нашей страны — Каспийское море.
Самое глубокое озеро России и всего мира — озеро Байкал.
Самое крупное озеро европейской части России и всей Европы — Ладожское озеро.
Второе по величине озеро европейской части России — Онежское озеро.
Одно из красивейших озер Восточно-Европейской равнины — озеро Селигер.
Одно из красивейших озер Алтая — Телецкое озеро.

3. На каких озерах находятся эти достопримечательности?

Валаамский монастырь — на Ладожском озере.
Деревянные церкви острова Кижи — на Онежском озере.

Страница 40 — 41 — По морским просторам

3. Используя информацию из текста учебника, заполни таблицу.

Особенности Белого и Черного морей

Особенности морей — Белое море — Черное море

Глубина  — 350 м  — 2210 м

Температура воды летом   —  от + 6 до + 15     —  выше +25

Состояние моря зимой  —  Покрыто льдом    — Не замерзает

4. Рассмотрите на фотографии Соловецкий монастырь — одну из святынь России. Напиши название моря на котором он находится.

Ответ: Белое море.

Расскажи, что ты знаешь об этом монастыре.

Соловецкий монастырь —  мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море. Возник в 1429–1430-е годы, построен из камня  св. Филиппом (Колычевым).  При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения (тюрьма). Монашеская жизнь возобновлена в 1990 году.  В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Страница 42 — 45 — С севера на юг

1. Перед тобой контурная карта природных зон России. Сравни ее с картой природных зон в учебнике. В чем сходство и различия?

Сходства: обозначена граница России, нанесены названия рек, озер, морей.
Различия: на контурной карте России полуостров Крым — уже Российская территория, на карте в учебнике — нет.
На карте в учебнике природные зоны обозначены разными цветами. На карте в учебнике нанесены названия городов

4. Используя карту в учебнике, закрась прямоугольники в соответствии с цветовым обозначением на карте природных зон…

См. учебник, стр. 74-75.

5. Пронумеруй основные природные зоны в порядке их смены с севера на юг:

1 арктические пустыни
2 тундра
3 тайга
4 смешанные и широколиственные леса
5 степи
6 пустыни
7 субтропики

7. Подумай, что бы тебе хотелось узнать о природных зонах России. Запиши свои вопросы. По мере изучения природных зон постарайся найти ответы на эти вопросы.

Вопросы:

Есть ли животные в арктической пустыне?
Бывает ли лето в арктической пустыне Тает ли там когда-нибудь снег?
Какие растения растут в тундре?
Почему Северное сияние бывает только на Севере?
Что растет в пустыне?
Чем питаются животные в пустыне? Где они находят воду?

Страница 46 — 47 — В ледяной пустыне

2. Прочитай текст учебника на стр. 78-79. Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне арктических пустынь.

Ответ: Ледяная зона, острова Арктики, полярная ночь, полярный день, полярное сияние, снег, лед, ветер, низкая температура (до 60)

3. Знаешь ли ты животный мир арктических пустынь? Вырежи картинки из приложения и правильно расположи их. После проверки наклей картинки.

4. Представь, что ты находишься в зоне арктических пустынь в научной экспедиции. Нарисуй себя и то, что увидишь вокруг.

5. Составь схему цепи питания, характерной для арктических пустынь.

Водоросли-рачки-рыбы-птицы
Рыбы-тюлени-белые медведи

Страница 48 — 49 — В холодной Тундре

2. Прочитай текст учебника на стр. 82-83. Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне тундры.

Опорные слова: холодная безлесная равнина, долгая зима, полярная ночь, полярный день, холодные ветры, многолетняя мерзлота, болота, озера.

4. Знаешь ли ты живой мир тундры? Вырежи картинки и правильно расположи их.

5. Составь схему цепи питания, характерной для тундры.

Растения-лемминги-совы и песцы.
Ягель-северный олень-волк.

6. В дополнительной литературе, интернете найди информацию о каком-либо растении или животном тундры, подготовь сообщение. Запиши основные сведения. Укажи источник информации

Лемминги —  грызуны, живущие в тундре. Они очень похожи на мышей, но немного крупней (10-15 см).  У леммингов плотное телосложение, короткие лапы и хвост. Окраска одноцветная, серовато-бурая или пёстрая. Лемминги меняют шубку зимой на светлую, белую,  а когти на передних лапках разрастаются, приобретая форму копыто-ласт. Лемминги устраивают свои гнезда прямо на земле. Питаются  кустарничками и мхами, за сутки съедают вдвое больше своего веса.

Северный олень, живущий в тундре — это именно тот олень из сказки «Снежная королева«, который нес Герду на Северный полюс. Северный олень — парнокопытное млекопитающее. Постоянно мигрирует, питается преимущественно лишайниками. Основной из них — ягель.  Девять месяцев в году утоляет жажду снегом. Северный олень одомашнен и является важным источником пропитания и материалов для многих полярных народов.

Страница 50 — 51 — Среди лесов

2. Рассмотри рисунок. Деревья тайги отметь зеленым цветом (закрась кружок), деревья широколиственного леса — желтым.

3. Придумай и нарисуй схемы, показывающие различия тайги, смешанного и широколиственного лесов. Деревья на схемах изображай  в виде условных силуэтов.

4. Составь схему питания, характерную для тайги.

Растения-лоси и олени-бурый медведь.
Растения-полевка, бурундук, птицы, зайцы — рысь

5. В книге «Зеленые страницы» прочитай о каком-либо растении или животном лесных зон. Запиши 1-2 интересных факта.

Белка. Белка живет в дупле или строит гнездо из веток и мха. Стенки гнезда толстые — до 50 см. При морозе в 10 градусов внутри гнезда бывает больше 10 градусов тепла. Главный корм белки — семена хвойных деревьев. Зимой этот зверек за день может опустошить 300 сосновых шишек.

Лиса. Хотя лису считают главным врагом зайца, ее основная пища — это мыши и полевки. Мышиный писк лисица может услышать за 100 метров. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием.

Страница 52 — 53 — В широкой степи

2. Прочитай текст учебника на с. 90-91. выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о степной зоне.

Ответ:  степь, засушливое лето, сухие ветры суховеи, пыльные бури, ливневые дожди, чернозем, распаханные поля.

3. Знаешь ли ты живой мир степей? Вырежи картинки из приложения и правильно расположи их.

4. Ребята получили задание привести примеры степных животных. Кто из ребят ответил без ошибок?

Ответ: Тарас.

5. Составь схему питания, характерной для степи.

семена растений — хомяк — пустельга

Страница 54 — 55 — В жаркой пустыне

2. Прочитай текст учебника на с. 94-95. Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне пустынь.

Ответ: жаркое солнце, мало растений, голая земля, пустыня, песчаные и глинистые пустыни, барханы, такыр, бедная почва, отсутствие воды, мало осадков.

3. Знаешь ли ты живой мир пустынь? Вырежи картинки из приложения и правильно расположи их.

4. Представь, что ты находишься в пустыне в научной экспедиции. Нарисуй себя и то, что увидишь вокруг.

5. Составь схему цепи питания, характерной для пустыни.

верблюжья колючка — верблюд — жук-скарабей — ушастый ёж

С. 56-57. У ТЕПЛОГО МОРЯ

2. Прочитай текст учебника на с. 98-99. Найди в тексте объяснение причин теплых зим на Черноморском побережье Кавказа и Южном берегу Крыма. Запиши это объяснение своими словами.

Ответ: Черное море летом нагревается, а зимой отдает тепло. А высокие горы защищают от холодных ветров, поэтому зимы здесь теплые.

3.  С помощью учебника начни заполнение  таблицы.

Животные Черного моря и его побережья
Обитатели суши: Косуля Цикада Ящерица кавказская Бабочка подалирий Черепаха средиземноморская.
Обитатели суши, добывающие пищу в море: Чайка Баклан Утка-нырок Буревестник Морской краб.
Обитатели моря: Дельфин Медуза Мидия Рыбы: кефаль, ставрида, морской окунь, бычок, морской ерш, олеандровый бражник.

4. Составь схему питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа, Южного берега Крыма.

Бабочки, цикады-богомол-ящерица
Рыба-бакланы и чайки.

5. Найди в интернете дополнительную информацию  о растениях или животных побережья Черного моря. Запиши 2-3 интересных факта.

Афалина черноморская

Дельфины — это не рыбы, а млекопитающие! В Черном море 3 вида дельфинов, самые крупные — афалины, они же – самые распространенные обитатели дельфинариев.
Ученые давно изучают дельфинов, некоторые считают, что они обладают разумом. Опыты и наблюдения показывают, что у дельфинов есть свой язык, они зовут друг друга по имени.
Афалина живет до 30 лет,  вес животного достигает 300 килограммов. Длина тела – до двух с половиной метров.
Дельфины питаются, в основном, рыбой, а также моллюсками.  Ныряют на глубину до 200 метров.
Температура тела черноморского дельфина  – 36,6 градусов, как у человека.

Страница 58 — 59 — Мы — дети родной Земли

1. По описанию карельской игры «Гуризех» («Отбивалы») нарисуйте ее схему.

2. Прочитайте пословицы коми и удмуртов. Подберите к ним подходящие по смыслу пословицы народов вашего края. Запишите их.

Прежде сам себе помоги, а потом от товарища помощь принимай.

Русские пословицы, подходящие по смыслу:
Сам пропадай, а товарища выручай.
Спасти товарища — спасти себя.
На товарища надейся и сам его выручай.
Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
Кто друг другу помогает, тот врага одолевает.

Личная выгода — что роса на траве, братская выгода — что небо высокое.

Пословицы, подходящие по смыслу:
Счастье Родины дороже жизни.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Единство и братство — великая сила. (укр)

В красивом бору и сосны красивы

Пословицы, подходящие по смыслу:
Не место красит человека, а человек красит место.
Место славится человеком. (азерб.)
Всякая сосна своему бору шумит.
Где сосна взросла, там она и красна.
Много разных земель, а родная всех милей.

Чему учат эти пословицы?

Пословицы учат любить людей, помогать им, на первое место ставить общие интересы, а потом свои, любить свою родину.

3. Запиши на отдельном листе сказку о животных, растениях или народное предание о происхождении названия природного объекта.

Тут нужны или  просто народные сказки о животных и растениях (репка, теремок, журавль и цапля и прочее), а лучше предания, которые объясняют происхождение названия растения, животного или места в вашей области.

К примеру, откуда пошло название цветка ромашка? На свете жила девушка и был у нее любимый — Роман. Он делал для нее подарки своими руками, превращая каждый день жизни девушки в праздник! Однажды во сне Роману приснился простой, но очень нежный цветок — желтая серединка и белые лучики, расходившиеся в стороны от нее. Когда он проснулся, то сделал такой цветок и подарил его своей девушке. А девушка захотела, чтобы цветок был живой, настоящий. Роман отправился на поиски этого цветочка и нашел его в стране Вечных снов. Но царь этой страны не отдал цветок просто так. Правитель сказал Роману, что люди получат целое ромашковое поле, если молодой человек останется в его стране. Ждала девушка своего любимого очень долго, но в одно утро она проснулась и увидела за окном огромное бело-желтое поле. Тогда девушка поняла, что ее Роман больше не вернется и назвала цветок в честь своего любимого — Ромашкой! Теперь девушки гадают на ромашке — «Любит — не любит!»

Страница 60 — 61 — В содружестве с природой

1. Прочитайте описание игры сибирских народов «Олени». Поиграйте вместе с друзьями в эту игру.

Нарисуйте иллюстрацию к игре или скачайте фото игры, распечатайте и наклейте.

3. Ловля рыбы — традиционное занятие многих народов Сибири и дальнего Востока. С помощью атласа-определителя узнай названия этих рыб и подпиши. А как выглядит кета?

На рисунках горбуша и таймень. А вот кета:

Страница 62 — 63 — Как сберечь природу России

1. 1. Подумайте и запишите, какие экологические проблемы, возникшие в арктических пустынях и тундре, выражены этими знаками.

Загрязнение морей и островов вредными веществами с проплывающих судов (мазут, различный мусор). Решение проблемы: Соблюдение специальных правил экипажами судов и туристами.

Загрязнение земли тундры нефтью при ее добыче. Решение проблемы: применять экологически безопасные методы добычи нефти.

Повреждение, разрушение почвы и растительного покрова тундры тяжелой транспортной техникой.  Решение проблемы: использование транспорта на особых шинах сверхнизкого давления.

2.  Подумайте и запишите, какие экологические проблемы, возникшие в лесах, степях и пустынях, выражены этими знаками.

Чрезмерная вырубка леса, захламление леса после вырубки. Решение проблемы:Бережно относиться к лесам, на месте вырубки сажать новые деревья. Использование макулатуры вместо древесины.

Перевыпас скота в степной зоне приводит к исчезновению растений и разрушению почвы, к опустыниванию. Решение проблемы: соблюдать правила выпаса скота, не пасти скот долго на одном месте.

Из-за исчезновения растений в степи почва разрушается, и становится больше подвижных песков, которые засыпают дома и дороги. Решение проблемы: не допускать перевыпаса скота и исчезновение растений.

3.  Подумайте и запишите, какие экологические проблемы, возникшие в субтропической зоне, выражены этими знаками.

Загрязнение моря и берегов сточными водами и мусором с проплывающих судов.  Решение проблемы: строительство очистных сооружений, соблюдение санитарных правил экипажами судов.

Незаконная вырубка горных лесов, уничтожение деревьев туристами. Решение проблемы: запрет на вырубку леса, власти должны строго следить за соблюдением законов по охране лесов.

Уничтожение животного и растительного мира отдыхающими. Решение проблемы: все люди должны бережно относиться к природе: не ловить насекомых, не делать надписи на стволах деревьев, не ломать веток, не срывать цветы.

Страница 64 — 67 — По страницам Красной книги

1. Подпишите рисунки животных арктических пустынь и тундры, занесенных в Красную книгу России. При необходимости обратитесь за помощью к учебнику.

2. Подпишите рисунки внесенных  в Красную книгу России растений и животных лесных зон. При необходимости обратитесь за помощью к учебнику.

3. Подпишите рисунки растений и животных степей и Черноморского побережья Кавказа, внесенных в Красную книгу России. При необходимости обратитесь за помощью к учебнику.

3. Познакомься с Красной книгой твоего региона. Запиши основные сведения о ней.

Название красной книги: «Красная книга Амурской области» (или  Красная книга Краснодарского края и т.д.)

Сколько видов организмов разных групп внесено в Красную книгу твоего региона.

Страница 68 — 72 — По заповедникам и национальным паркам

1. С помощью учебника заполните таблицу.

Заповедники и национальные парки России

Природные зоны — Примеры заповедников и национальных парков

Зона арктических пустынь- Заповедник «Остров Врангеля», Большой Арктический заповедник

Зона тундры  — Таймырский заповедник, Кандалакшский заповедник

Лесные зоны  —  Приокско-Террасный заповедник, Окский заповедник, Национальный парк «Лосиный остров», Национальный парк «Мещёра»

Зона степей   — Ростовский заповедник, Оренбургский заповедник, Даурский заповедник

Полупустыни и пустыни   —  Астраханский заповедник, Заповедник «Черные земли»

Зона субтропиков   —  Национальный парк «Сочинский»,  Кавказский государственный природный биосферный заповедник

2. Запиши краткие сведения для своего сообщения по заданиям на с. 119 учебника.

Заповедники и национальные парки — это особо охраняемые природные территории.  В нашей стране они созданы в каждой природной зоне для того, чтобы сохранить редкие растения и животные.

В зоне Арктики — заповедник «Остров Врангеля».  Его обитатели: белые медведи, моржи, овцебыки.

В тундре — Таймырский заповедник. Его обитатели: дикие северные олени, овцебыки.

Много заповедников расположено в лесной зоне (см. таблицу выше). Редкие животные этой зоны: зубры, лоси, кабаны, бобры и др. животные и птицы.

В зоне степей  и лесостепей есть заповедники: Центрально-Черноземный, Ростовский, Оренбугргский, Даурский.

В зоне полупустынь и пустынь действуют заповедники: «Черные земли», «Астраханский заповедник». Редкие животные и птицы: сайгак, красавка, дрофа.

В субтропической зоне расположен национальный парк «Сочинский» и Кавказский государственный природный биосферный заповедник.

3. Если есть возможность, соверши с помощью интернета виртуальное путешествие по заповеднику (национальному парку). Подготовь сообщение о нем. Запиши основные сведения для своего сообщения.

Баргузинский заповедник

Баргузинский государственный природный биосферный заповедник находится в Бурятии, на территории Северо-Байкальского района.  Является старейшим заповедником России. Он был создан в 1917 году как  соболиный заповедник для сохранения и увеличения численности соболя.  Это единственный государственный заповедник страны, учрежденный до Октябрьской революции 1917 года.

Расположен на западных склонах Баргузинского хребта (2840 м), включая северо-восточное побережье и часть акватории озера Байкал. Площадь заповедника — 374 322 гектаров, в том числе 15 000 гектаров составляет заповедная акватория Байкала.

В заповеднике сохраняются все природные комплексы, где обитают лось, кабарга, заяц-беляк, бурый медведь, бурозубки, черношапочный сурок, — всего 41 вид млекопитающих. В водах заповедника встречаются байкальский омуль, сиг, осётр, хариус, таймень, ленок и другие виды рыб.

Источник: Википедия, сайт Баргузинского заповедника

4. Если тебе приходилось бывать в заповедниках или национальных парках, напиши на отдельном листе рассказ о своих впечатлениях. Приклей фотографию.

Национальный парк «Сочинский»
Национальный парк «Лосиный остров»
Национальный парк «Валдайский»

Особо охраняемые природные территории России

5. Проект Чудесное путешествие по России

Если представится возможность, побывай в различных уголках нашей  страны. Россия так велика и разнообразна, что даже за всю жизнь не побываешь везде.
Выполни рисунки или наклей фотографии твоего путешествия.

Эти фото можно распечатать и наклеить в Рабочую тетрадь:

Черноморское побережье.
В Крыму. «Ласточкино гнездо»
Путешествие по реке Волге.
Финский залив.
Чистые воды озера Байкал.
Донская степь.
Красная поляна зимой (Сочи).
Песчаные пляжи Анапы.

Для подготовки материала использовались информация с сайта: 7gy.ru

Тема урока: Размножение и развитие растений

Тема: Размножение и развитие растений

Цель: познакомить с размножением и развитием растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Оборудование: пластилин.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

— Расскажите о дыхании растений.

— Расскажите о питании растений.

— Почему растения не могут жить без солнечного света?

— Почему животные и люди не могут жить на Земле без растений?

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки.

Летит — гудит,

Сядет — молчит.

Целый день в трудах,

То в лугах, то в садах.

И кто ей друг —

Тот всегда с медком.

А кто ей не люб —

Спасайся бегом! (Пчела.)

Червяком она была,

Только ела и спала.

Потеряла аппетит,

Смотришь — по небу летит. (Бабочка.)

• Его фигура подвела —

Гораздо толще, чем пчела.

Полоски словно у осы,

На брюшке — капельки росы.

Смотри, он плюхнулся на хмель,

Большой мохнатый толстый … (шмель).

Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь.

Ну и зануда, вот кошмар,

Писклявый, маленький… (комар).

— Объясните экологические связи «насекомые — растения». (Ответы учеников.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как растения размножаются.

IV. Работа по теме урока

1. Размножение растений

— Какие признаки жизни растений вы знаете? (Они дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают.)

— Вспомните, как размножаются водоросли, мхи и папоротники. (Спорами.)

— Вспомните, как размножаются хвойные и цветковые растения. (Семенами.)

— Над цветками растений всегда летают пчелы, шмели, бабочки. Почему? (Они кормятся сладким цветочным соком — нектаром и при этом опыляют растения.)

— Что такое опыление? (Опыление это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.)

Чтобы у растений появились семена, нужно перенести пыльцу с одного цветка на другой. Это как раз и делают насекомые. Прилетит бабочка за сладкой капелькой нектара, сядет на цветок, к ней пыльца и прилипнет. Потом бабочка сядет на соседнее растение и приставшей к ее лапкам пыльцой опылит его цветок.

Так переносят пыльцу не только бабочки, но и другие насекомые. Только кому-то нравятся одни цветы, кому-то — другие. Вот, например, пчела или шмель на ландыш не сядет. Зато комару колокольчик ландыша — и стол, и дом. Цветок, который называется львиным зевом, мелкие насекомые облетят стороной: им в цветок не забраться, силенок не хватит. А пчела или шмель — пожалуйста: упрется спинкой в верхнюю часть цветка, отогнет лапками нижнюю и заберется внутрь.

Насекомые никогда не перепутают цветы: летят только к тем, что содержат подходящую для них пищу, которую можно добыть.

Многие цветы раскрываются и источают ароматы только к вечеру. Обычно эти цветы белые: белый цвет в сумерках заметнее всего. Кого же приманивают они? Бабочек! Только уж теперь не дневных, а ночных. Так днем и ночью, от весны до осени идет в природе великая работа: бесчисленное множество добровольных рассыльных переносят и переносят пыльцу. Отцветают одни растения, появляются цветы на других. Весной на сады словно бы опускаются бело-розовые облака — столько цветов на яблонях и вишнях.

Каждое дерево тихонько гудит от множества насекомых. Но проходит время, и там, где были цветы, появляются румяные яблоки, сочные ягоды. А участвовали в создании этого изобилия пчелы, шмели и другие насекомые. Не будь их, не стало бы и плодов.

2. Работа по учебнику

— Прочитайте в учебнике текст на с. 78.

— Что такое опыление? (Перенос пыльцы с одного растения на другое.)

— Кто выполняет эту работу?

— Что произойдет, если цветок не будет опылен?

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

1 (с. 34).

— Прочитайте задание. Назовите слова в левом столбике. Выберите из правого столбика пояснение к каждому слову.

— Первое слово нектар. Какое определение подойдет к этому слову? (Нектар — сладкий цветочный сок.)

— Соедините стрелкой слово нектар и пояснение.

— Второе слово пыльца. К этому слову подберите пояснение. (Пыльца мелкие желтые крупинки в цветках.)

— Соедините стрелкой слово пыльца и пояснение.

— Закончите выполнение задания самостоятельно. (Опыление — перенос пыльцы с одного цветка на другой. Насекомые-опылители животные, которые опыляют цветы.)

(После выполнения задания проводится проверка.)

2 (с. 35).

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. Подпишите названия насекомых-опылителей. (Пчела, шмель, бабочка.)

(После выполнения задания проводится проверка.)

4. Плоды путешествуют. Практическая работа

(Во время практической работы учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 35, № 3.)

— Как же распространяются семена?

Плоды растений — настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.

Корзиночка с семенами репейника путешествует на чужих ногах. Пройдет лошадь, корзиночка с семенами — цап! — шипами-колючками за лошадиную шерсть — и поехала. Где-нибудь семена отцепятся от лошадиной шерсти и упадут на землю. И на козах, и на лошадях «ездят» репейнички, и, конечно, на собаках. Вот для чего репейнику колючки-цеплючки.

Путешествуют семена и других растений. Налетит ветер, подхватит семена-парашютики одуванчика и понесет. И березе, и клену, и елке ветер тоже помогает — крутятся их летучие семена, словно вертолетики, и улетают далеко-далеко.

Ну а если семена нелетучие? и неколючие? Тут выручают птицы. Станут птицы клевать семена и растащат, разроняют по всему лесу.

А есть растения, которые своими семенами стреляют! Например, бешеный огурец. Плоды этого заморского огурца и вправду похожи на маленькие огурчики. Созреет такой огурчик, и стоит его чуть задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые, клейкие — в кого угодит, тот их с собой и унесет. Потом подсохнут семена и отвалятся.

Стреляющих растений у нас много: и недотрога, и анютины глазки, и кислица, и душистый горошек.

— Рассмотрите в учебнике на картинке (с. 79) плоды с семенами клена, липы, березы, одуванчика. У этих плодов есть крылышки, парашютики.

— Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? (Их разносит ветром.)

— Запишите названия этих растений и нарисуйте плоды в рабочей тетради.

— А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются? (У этих плодов есть крючочки, зубчики. Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и путешествуют, пока не упадут.)

— Запишите названия этих растений и нарисуйте плоды в рабочей тетради.

А у некоторых растений семена распространяются саморазбрызгиванием, например у кислицы.

— Запишите название растения и нарисуйте плоды в рабочей тетради.

— Как вы думаете, почему плодам необходимо путешествовать? (Ответы учеников.)

На одном растении плодов бывает очень много. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы — им не хватило бы места, света, питания. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных и человека.

(Заранее подготовленный ученик выступает с устным сообщением на тему «Как распространяются семена растений».)

5. Как развивается растение

Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян. Для прорастания семян нужны тепло, вода, воздух. Весной почва сырая и теплая, от этого каждое семя набухает и начинает расти. Сначала появляется корень, затем росток. Этот процесс называется проращиванием. Прорастая, семя раскрывается и выпускает корень. Зеленый побег устремляется сквозь почву к свету. Молодые листочки помогают растению вырабатывать свою собственную пищу.

— Прочитайте в учебнике на с. 80 текст «Как развивается растение из семени».

— Семя — это живое или неживое тело? Объясните.

— Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?

— Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчелами. Для чего это делают?

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

4 (с. 36).

— Прочитайте задание. Используя текст учебника, напишите, что необходимо для прорастания семян. (Для прорастания семян нужны тепло, вода, воздух.)

(После выполнения задания проводится проверка.)

5(с.36).

— Прочитайте задание.

— Весной многие выращивают рассаду. Вы, наверное, наблюдали за этим процессом. Нарисуйте, как развивается растение из семени.

— Что появляется сначала? (Корешок.)

— А потом? (Стебелек с листочками.) (с. 36).

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.

— Каждая пчелка принесла буквы. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, какую работу выполняют пчелки. (Опыление.)

— Как можно назвать этих пчелок? (Насекомые-опылители.)

— Какое значение для растения имеет процесс опыления?

VII. Рефлексия Моделирование

(Работа проводится в группах.)

— Вылепите из пластилина модели процесса развития растения из семени. Проверьте себя по тексту и рисунку учебника на с. 80.

(Ученики выполняют задание.)

Итак, большинство растений размножается семенами. Плоды с семенами образуются на месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.

VIII. Подведение итогов урока

— Как размножается большинство растений?

— Расскажите о процессе оплодотворения.

— Как распространяются семена?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 78—81, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 81.

2. Рабочая тетрадь: № 7 (с. 36).

3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения на темы «Хохлатка», «Сон-трава», «Волчье лыко», «Купальница», «Кувшинка». (См. дополнительный материал к уроку 18.)

Дополнительный материал

Как распространяются семена растений Колокольчик. Колокольчик раскидистый назвали так за ветвистый стебель, на котором поднимается сразу много цветков. Это растение многолетнее. Колокольчики интересны своими плодами, а точнее — способом их вскрывания. Ко времени созревания плоды становятся сухими, их относят к типу плода-коробочки. Но коробочки эти особого рода — они никогда не открываются. Семена из них высыпаются через специальные отверстия, имеющиеся в боковых стенках. Рассеивание семян происходит постепенно, небольшими порциями, обычно только тогда, когда коробочка колеблется от ветра.

Рогоз. У топкого берега озера, а иногда и на краю болота возвышается стройная заросль тонких растений с черными бархатными шишками и узкими листьями. Это рогоз.

Рогоз относится к семейству рогозовых. Черный початок рогоза — это соцветие женских пестичных цветков. Осенью соцветия со взрывом лопаются и из них вываливаются плоды с летучками. Ветер подхватывает их и разносит на огромные расстояния. Семена покрыты волосками и, попадая в воду, держатся на поверхности 2—3 дня, а затем опускаются на дно и прорастают.

Любка двулистная. Любку иногда называют ночной красавицей из-за того, что ночью она пахнет гораздо сильнее, чем днем. Аромат ее цветков острый и своеобразный, немного напоминающий запах декоративного душистого табака. Любка относится к семейству орхидных — тому самому, к которому принадлежат пышные тропические орхидеи с крупными роскошными, ярко окрашенными цветками.

У цветков есть одна интересная деталь — так называемый шпорец. Это тонкий и длинный отросток в виде трубочки, закрытой на одном конце. Он несколько напоминает миниатюрные ножны для шпаги.

Внутри шпорца — бесцветный сладкий нектар. Благодаря множеству торчащих во все стороны длинных шпорцев соцветие любки кажется каким-то лохматым.

Но самое интересное в цветке любки — опыление. Как и все другие орхидные, любка опыляется насекомыми. Когда какое-либо насекомое в поисках нектара пытается проникнуть внутрь цветка, к его головке приклеивается тонкая короткая ниточка с крохотным комочком пыльцы на верхушке — поллинарий (он немного похож на усик какой-нибудь дневной бабочки с булавовидным утолщением на конце, но толь ко гораздо меньше). Посетив цветок, насекомое уносит на головке это «украшение». В чем же смысл такого «подарка» любки? Он обеспечивает перекрестное опыление. Если насекомое проникает в другой цветок любки, то комочек пыльцы на «усике» прикасается к рыльцу пестика и происходит опыление.

Копытень. Листья этого растения имеют очень характерную форму: листовая пластинка округлая, но с той стороны, где к ней подходит черешок, глубоко вырезана. Листья похожи по форме на след копыта лошади, из-за чего растение и получило свое название.

В середине лета из цветков копытня образуются плоды. Внешне они! мало отличаются от цветков. В плодах заключены буроватые блестящие семена размером с крупинку пшена. Каждое из них снабжено небольшим мясистым придатком белого цвета.

Этот придаток привлекает муравьев. Найдя в лесу семя, мураве несет его в свое жилище. Конечно, далеко не все семена удается доставить на место назначения, много их теряется в пути и остается в разных местах леса, часто далеко от материнского растения. Здесь эти семена и прорастают.

Кислица. Листочки кислицы, похожие на сердечко, отходят от самой земли. Обычно утром, когда листья «просыпаются», они расправлены, но, как только припечет солнце, они складываются нижними сторонами, где находятся устьица, и тем самым защищаются от испарения. Если жара продолжается, листья бледнеют. Они складываются также в дождь, стоит только первым каплям упасть на них, при наступлении ночи и с приходом холодов: в таком состоянии они и зимуют под снегом.

У кислицы «стреляющие» плоды. Их можно найти летом на концах тонких цветоножек, где весной были цветки. Плоды имеют вид маленьких (чуть больше конопляного зерна) зеленоватых шариков, по бокам которых идут сверху вниз продольные грани. Такой плодик действительно стреляет. Слегка сожмешь его пальцами, и он словно взрывается — с силой вылетают в разные стороны несколько мелких рыжеватых семян.

Семена кислицы вылетают под действием силы, заключенной в них самих (сбоку семени имеется особое приспособление, действующее как отталкивающая пружина).

Пустырник. Траву называют так, потому что пустыри — излюбленное место ее обитания. Пустырник образует густые высокие заросли. Стоит, раскинув свои лопастные листья. А вокруг вьются, гудят пчелы. Много-много пчел. Они летят к пустырнику не только в хорошую погоду, но и в пасмурный, неласковый день. Ведь пустырник — это настоящая кладовая чудесного нектара. Розовые цветки его мелкие, зато их очень много. Мед из их нектара получается светло-золотистым, с особым, очень хорошим вкусом, с приятным ароматом.

В цветках пустырника есть по несколько острых зубчиков. Когда на месте цветков образуются плоды, зубчики становятся твердыми, колючими. Вот почему о растение, которое выглядит совсем безобидным, можно пребольно уколоться. А зубчики эти помогают плодам расселяться — цепляются наподобие репейника за одежду человека и шерсть животных.

Тексты для развития смыслового чтения.

………………………………

1. Прочитай текст. Выполни задания, ответь на вопросы.

Шёл Мишка по лесу ночью. Кто-то схватил его сзади.

Обмер Мишка. Стоит, не шелохнётся. Сова закричала.

— Это сова меня держит! – Было дело, сунул лапу в дупло – дом совы сломал.

Думает Мишка, как прощенья просить, — волк завыл.

— Волк меня держит!

Перед волком тоже виноват. На берёзах катался. Упал на волчье логово, чуть волчат не задавил.

«Что волку-то сказать?» — думает Мишка и чует по спине что-то бегает, по лапам, по животу.

— Пауки! – ахнул медвежонок. Сколько он паутины-то порвал, бродя по лесу, — ужас!

Хотел на помощь звать, да в это самое время мышка из норы выскочила, пятку медвежонку пощекотала.

Мишка-то как подскочит, как рванётся – и свободен. За сучок шёрсткой зацепился. (В. Бахревский)

2. Выбери название. Жизнь в лесу. Пустые страхи. Пауки.

3. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?

1) утром 2) днём 3) вечером 4) ночью

4. Что мерещилось Мишке в ночном лесу? Запиши.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5. Как ты думаешь, почему он так боялся совы, волка, пауков?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

6.Кто «спас» медвежонка и помог ему выбраться? ……………………

7.Восстанови последовательность страхов Мишки, расставь цифры.

пауки сова волк

8.Объясни значение словосочетания пустые страхи.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

9.Кто на самом деле держал Мишку? ……………………………..

10.Отметь предложение, выражающее главную мысль текста.

1) Лесом шёл, а дров не видел.

2) Коли хочешь себе добра, то никому не делай зла.

3) Глаза страшат, а руки делают.

………………………………

1. Прочитай текст. Выполни задания, ответь на вопросы.

Шёл Мишка по лесу ночью. Кто-то схватил его сзади.

Обмер Мишка. Стоит, не шелохнётся. Сова закричала.

— Это сова меня держит! – Было дело, сунул лапу в дупло – дом совы сломал.

Думает Мишка, как прощенья просить, — волк завыл.

— Волк меня держит!

Перед волком тоже виноват. На берёзах катался. Упал на волчье логово, чуть волчат не задавил.

«Что волку-то сказать?» — думает Мишка и чует по спине что-то бегает, по лапам, по животу.

— Пауки! – ахнул медвежонок. Сколько он паутины-то порвал, бродя по лесу, — ужас!

Хотел на помощь звать, да в это самое время мышка из норы выскочила, пятку медвежонку пощекотала.

Мишка-то как подскочит, как рванётся – и свободен. За сучок шёрсткой зацепился. (В. Бахревский)

2. Выбери название. Жизнь в лесу. Пустые страхи. Пауки.

3. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?

1) утром 2) днём 3) вечером 4) ночью

4. Что мерещилось Мишке в ночном лесу? Запиши.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5. Как ты думаешь, почему он так боялся совы, волка, пауков?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

6.Кто «спас» медвежонка и помог ему выбраться? ……………………

7.Восстанови последовательность страхов Мишки, расставь цифры.

пауки сова волк

8.Объясни значение словосочетания пустые страхи.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

9.Кто на самом деле держал Мишку? ……………………………..

10.Отметь предложение, выражающее главную мысль текста.

1) Лесом шёл, а дров не видел.

2) Коли хочешь себе добра, то никому не делай зла.

3) Глаза страшат, а руки делают.

Побеги 7 класс, их виды и разнообразие

Тема: «Разнообразие и видоизменение побегов».

Цель урока: Расширить знания учащихся о растениях, многообразии видов их стеблей.

Задачи:

Образовательные:

актуализировать и углубить знания учащихся о побегах (стеблях) в связи с выполняемыми функциями,

— формировать представление о разнообразии стеблей и их отличительных признаках,

— изучить строение и функции видоизмененных побегов растений в связи с их средой обитания;

— научить распознавать разные виды стеблей и видоизмененных побегов;

Коррекционно — развивающие:

— учить анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, самостоятельно делать выводы.

— развивать способность воспроизводить изучаемый материал, внимание;

— коррекция логического мышления.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету через преподнесение интересных фактов из жизни растений, бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук , карточки, презентация, гербарные экземпляры растений и натуральные обьекты ,рабочие тетради по биологии для 7 класса.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  1. Приветствие.

Добрый день, ребята.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и тихонько сели.

Пусть вам сопутствует доброе настроение во время всего урока и помогает успешно справляться с заданиями.

II .Слайд 1

Давайте наш урок начнем с загадки:

Дышит, растет, а ходить не может.

Правильно, это растение. Давайте вспомним, из каких органов состоит растение. Стебель, корень, цветок, листья, плод. Правильно ответили. Дополните предложения: стебель, листья, почки – это … побег. Любой побег развивается из… почки.

Слайд 2: Правильно ответили. Стебель, почки, листья — это побег.

Учитель: Нас окружают травы, деревья, кустарники, и все они отличаются именно особенностями строения стеблей. Именно они придают растениям неповторимую индивидуальность, которой просто не возможно не восхищаться. Сегодня, на уроке мы более подробно познакомимся с этой незаменимой частью любого растения.

Слайд3: Тема урока «Разнообразие и видоизменения побегов»

III. Изучение нового материала. Запись темы урока в тетрадь.

Слайд 4: что такое побег?

Побег — это вегетативный орган растения, состоящий из стебля с расположенными на нем листьями и почками. Осевой частью побега является стебель. На его верхушке расположена верхушечная почка. К боковым частям побега относят листья и боковые почки, которые расположены на стебле над листом. Угол, образованный листом и вышерасположенным участком стебля называют пазухой листа. Таким образом, боковые почки, находящиеся в пазухе листа являются пазушными почками. Побег состоит из повторяющихся участков: междоузлий и узлов с листьями и почками.

Давайте проверим ваши знания.

— Что такое стебель?

Слайд 5 (проверка на экране)

Стебель – это центральная опора, которая соединяет подземные и наземные органы растений.

А какие же функции выполняет стебель?

Слайд 6:

Функции стебля:

опорная — благодаря стеблю растения растут вертикально вверх — к солнцу;
— проводящая — проводит воду и неорганические вещества вверх — к листьям и вниз к органические — к корням растения;
запасающая — откладывание питательных веществ;
— фототропизм

У стебля растений есть одно интересное свойство — фототропизм. Проще говоря, как бы вы не сажали семечко, стебель с листьями всегда будет прорастать вверх — к солнцу.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, у всех ли растений форма стеблей одинаковая? Проверим ваше внимание?

Слайд 7: Формы стеблей

Если разрезать стебель поперёк, то мы увидим, что на поперечном срезе стебель в очертании чаще всего округлый, с гладким или ребристым краем. Но может быть и другой: трёхгранной (у осоки), четырёхгранной (у крапивы), многогранной (у многих кактусов), сплющенная или плоская (у опунций), крылатая (у душистого горошка).

Молодцы! А теперь приготовим ваши глазки к работе.

Слайд8. Физминутка для глаз

На уроке возник спор между учениками. Миша сказал: «К кустарникам относятся: ель, виноград, малина, дуб, одуванчик».

Как вы считаете, прав ли Миша?

Почему? (ель, дуб-дерево; малина, виноград — кустарники), а одуванчик — травянистое растение.

  • Чем отличаются деревья, кустарники и травы? (стеблями)

  • Все стебли растений различаются по толщине, по высоте и по расположению в пространстве.

Слайд 9, 10: Виды стеблей

Учитель: Разнообразие побегов по положению в пространстве. Побеги растений могут по-разному располагаться относительно почвы и рядом расположенных растений в зависимости от климата и их среды обитания. Побеги делятся на две группы: древесные (деревянистые) и травянистые. Травянистые побеги существуют один сезон. Это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород. Травянистые растения лучше приспособлены к меняющимся условиям среды, их формы очень разнообразны. Они растут и в воде и в очень засушливых местах, в жарких тропиках и в районах вечной мерзлоты. Древесные побеги приобретают твердость благодаря отложению лигнина. Одревеснение происходит у кустарников и у стеблей деревьев со второй половины лета первого года их жизни. У некоторых растений очень маленькие стебли, кажется, что листья растут прямо от корней. Укороченные стебли имеют некоторые овощи: морковь, свекла, лук- донце. Бывает, что они остаются очень короткими или их совсем нет. Есть только узлы, листья и почки. Такие побеги называются укороченными. Встречаются и у деревьев, и у трав. У деревьев они несут цветки и плоды. У травянистых растений укороченные побеги называют розеточные. У трав укороченные побеги чаще вегетативные, а репродуктивные у них длинные. Если междоузлия хорошо заметны, длинные, то побег называют удлиненным.

Отгадайте, о каком растении идет речь?

I.Слайд 11.

1. Оно живет до 2000 лет, ствол в воде не гниет, а чернеет. Из него делают бочки, веники для бани. Пушкин писал, что на нем сидит русалка, и кот ученый ходит по цепи кругом. (Дуб). Стебель дуба – деревянистый.

2. Лазорики» — называют этот цветок на верхнем Дону, «кубышки» — именуют жители низовий Дона, растет в наших степях, занесен в Красную книгу Ростовской области. Как называется этот цветок? (Тюльпан).

Учитель: Правильно, тюльпан так же имеет прямостоячий стебель, но травянистый.

Прямостоячие побеги: у большинства растений стебли растут вертикально вверх, имеют хорошо развитую механическую ткань. Могут быть одревесневшими или травянистыми. Запомните, побеги таких растений не нуждаются в какой- либо опоре, поэтому они называются прямостоячие.

Учитель: возьмите карточку № 1, запишите тип побега — прямостоячий и название одного растения, самостоятельно отметьте знаком + тип побега по положению в пространстве.

Типы побегов

Растения

Деревянистый побег

Травянистый побег

1

2

3

4

5

Слайд 12.

Я ведь ягода краса, очень любишь ты меня,

Ты найдешь меня в лесу, в огороде и в саду

Наклонись-ка, не ленись, красной ягодкой угостись. (Клубника)

Полосатые мячи к нам приехали с бахчи,

Сладок мяч такой на вкус,

А зовут его …(Арбуз)

На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек, держит алый огонек,

Разгибаем стебельки, собираем огоньки. ( Земляника)

Это не высокое растение известно людям свыше 5 веков. У этих растений побеги ползучие, они стелются по земле и укореняются в почве при помощи придаточных корней.

Слайд 13: Цепляющиеся побеги

Об этом удивительном растении сложено немало загадок, поговорок и скороговорок. Вот одна из них:

Сорок сорок воровали … горох.

Давайте повторим эту скороговорку несколько раз

Близнецы на тонкой ветке

Все лозы родные детки.

Гостю каждый в доме рад

Это сладкий… виноград.

Учитель: Запомните, у этих растений цепляющиеся стебли.

Цепляющиеся стебли поднимаются вверх, цепляясь за опору усиками (горох, виноград).

Слайд 14.

Вьющиеся побеги, поднимаясь вверх, обвивают опору в процессе роста. У вьющихся растений стебель недостаточно крепкий, чтобы самостоятельно остаться прямостоячим. Примеры: фасоль, хмель.

1.У меня ведь нет опоры,

Вьюсь по нашему забору,

имею шишки, но не ель,

а зовусь я просто хмель (фото хмель)

2. В саду нашем я расту, знаю ноты «фа и соль»,

А зовут меня декоративная фасоль

3. Тот, кто на поле бывал,

Тот, наверное, замечал,

Как вьётся розовый цветок,

Он называется …(вьюнок)

Учитель: Запомните, у этих растений вьющиеся стебли.

Учитель: Ребята, а вы знаете, что побеги растений бывают еще и лазающие. Давайте сейчас познакомимся с ними. ( Плющ)

(СЛАЙД 15. ) Лазающие побеги имеют слабые стебли, неспособные самостоятельно сохранять прямостоячее положение. К опоре они прикрепляются с помощью тонких вьющихся усиков, придаточных корней (плющ). Большое распространение имеют лазающие и вьющиеся стебли, объединяемые в группу лиан. Среди лиан имеются деревянистые и травянистые. Давайте посмотрим вокруг внимательнее, может лианы живут в нашем классе? Да, верно, эта лиана называется монстера.

Слайд 16:

Знакомьтесь: побеги – рекордсмены

Слайд 17: самый толстый ствол у американской секвойи, на пне может разместиться целый оркестр и несколько танцующих пар. Растение – долгожитель, живет 5000 лет, высота побега превышает 115 метровую отметку. Это дерево удивительно не только своими размерами — у него есть несколько других особенностей. Секвойя не горит, не гниет.

Слайд 18.

А вы знаете, что бамбук на самом деле — не дерево, а трава. Бамбук – самая высокая трава в мире.

Чтобы получить готовое для использования дерево, надо растить его 20-70 лет. У бамбука это время составляет 3-5 лет, поэтому бамбуковые леса намного эффективнее других лиственных.

Еще одно преимущество бамбука — если вы спилите его ствол, на этом месте начнет расти новый. Корни бамбука очень разветвлены, и пускают новые побеги на расстоянии до 6 метров от центра. На гектаре бамбукового леса находится около 180 центральных корней, которые поддерживают всю эту плантацию на протяжении десятилетий.

Слайд19

Бутылочное дерево (Brachychiton rupestris) или брахихитон наскальный.

Ствол бутылочного дерева имеет форму пузатой бутылки. В высоту дерево может достигать 15 метров, диаметр составляет три метра.

Слайд 20. 

Карликовая береза ствол не толще карандаша. Низкорослая береза – листопадный, разветвленный кустарник высотой от 20 до 70 сантиметров. Некоторые экземпляры вырастают до 120 см. В тундре карликовые березы растут и выживают благодаря особой тактике. Их ветви разрастаются невысоко над землей, в постоянной готовности залечь под слоем снега, который защитит их от промерзания. В результате формируется не привычное для всех дерево с белой корой, а  стелющийся кустарник с темной корой и извилистыми, медленно растущими побегами.

Слайд 21.

Самое маленькое дерево в мире. Перед вами настоящее дерево, которое все живое и растет в своем крошечном горшочке. Его высота – 2.54 см! Конечно, Момижи вырос не сам, а был выведен главным садоводом Бонсая, знаменитого императорского сада.

Слайд 22, 23. Физминутка.

Сейчас мы немного отдохнём и в то же время, вспомним, о каких растениях вы узнали новое. Все встали у парт. Покажите, какой ствол у Американской Секвойи? (Самый высокий и толстый), Бамбук (самый быстрорастущий), (самый круглый ствол) у бутылочного дерева, У карликовой березы? (Самый низкий). У момижи? (самый крошечный). А теперь игра на внимание и скорость. Я буду называть растение, а вы, молча показывайте, какой у него стебель. Я буду вас запутывать. Кто ошибается, тот садится за парту. Секвойя – карликовая береза — момижи — бутылочное дерево – секвойя- бамбук:

Учитель: Посмотрите на следующий слайд 24 ( видоизменения побегов картофель, лук, корневище)

Теперь ответьте мне на вопрос. Есть ли побеги у этих растений?

Ответы детей если да, — то назови это побег.

Если нет, то учитель говорит: « Вы не правы, это тоже побеги, но видоизмененные».

Видоизменения побегов могут быть надземными и подземными.

Основными надземными видоизменениями побега является усики, колючки и усы. Усики есть удлиненными тонкими побегами, которые осуществляют прикрепления растений к предметам ( огурцы).  Колючки это укороченные побеги, защищают растения от высыхания в засушливом климате. Если эти растения перенести в условии достаточного увлажнения, то колючки могут не развиваться. Наряду с этим колючки выполняют также и защитную функцию: они защищают растение от поедания. В землянике есть удлиненные тонкие побеги, которые называются усами . Они укореняются в узлах и с боковых почек дают начало новым растениям.

Слайд 25:

Подземные видоизменения побегов — корневище, клубень и луковица — выполняют функции запасания питательных веществ и вегетативного размножения. 

Корневище — это подземная видоизменение побега, которая накапливает питательные вещества по всему участку стебли (например, у ландыша, валерианы). Стебель корневища может быть длинным (в пырея) и коротким (у петушков), на котором расположены верхушечная и пазушные почки. О том, что корневище является видоизмененным побегом, свидетельствуют следующие признаки: на корневище кроме корневого чехлика и корневых волосков, обязательно зачаточные листья в виде небольших чешуек, из узлов образуются дополнительные корни и др. Ежегодно из почек корневища весной развиваются молодые надземные побеги. Бульба — это подземное видоизменение побега, которая накапливает питательные вещества в области одного или нескольких  междоузлий стебля. Клубни могут быть надземными (например, в кольраби, эпифитных орхидей) и подземными (в картофеле, топинамбура). В картофеле клубни являются частями подземных побегов, их остаточные листья называют бровками, а почки — глазками. Клубни отличаются от корневища шаровидной или овальной формой, большей толщиной, долговечностью, которая составляет 1-2 года. (корневища многолетние). 

Луковица — это подземная видоизменение побега, которая накапливает питательные вещества во внутренних листьях (например, у лука, чеснока, тюльпанов, нарциссов ). У лука репчатого луковица состоит из укороченного стебля (донца), внешних сухих и внутренних мясистых листьев и почек. С верхушечной почки на дне образуется надземный побег, а с боковой пазушной формируется новая луковица. В чеснока из пазушных почек развиваются дочерние луковицы («зубчики», или «дети»), образуя сложную луковицу.

Слайд 26. Работа с учебником. Стр. 102 прочитайте вывод.

Слайд27, 28.

Таблица: Видоизменение побегов

Растение

Тип побега

Видоизменение побегов:

Надземное

Подземное

Ландыш

Корневище

Земляника

Усы

Лук, тюльпан

Луковица

Кактус

Колючки

Огурцы

Усики

Картофель

Клубень

— Давайте закрепим полученные вами знания.

  1. Тест на карточках.

Слайд 29 — 30. Проверочный тест

1.Орган растения, соединяющий листья с почками и корень растения

А) Цветок;

Б) плод;

В) корень;

Г) побег

2. Побеги растений растущие вертикально вверх и не нуждающиеся, в какой либо опоре называются:

А) Вьющиеся;

Б) прямостоячие;

В) лазающие;

Г) ползучие

3. Побеги которые, вьются по опоре называют:

А) Вьющиеся;

Б) прямостоячие;

В) лазающие;

Г) ползучие

4. Всем известна лакомка- клубника, какой тип побегов у этого растения:

А) Вьющиеся;

Б) прямостоячие;

В) лазающие;

Г) ползучие

5. Растения, которые обвивают рядом стоящие растения, дома и растут не прямо, а по спирали это:

А) Лианы;

Б) лук;

В) горох;

Г) земляника

6. Видоизменения побегов могут быть:

А) Воздушные;

Б) надземными;

В) подземными;

Г) плавающие

7. Какие видоизменения побегов относятся к надземным:

А) Луковица;

Б) усы и усики;

В) корневище;

Г) колючки

8. Какие видоизменения побегов относятся к подземным:

А) Клубни;

Б) колючки;

В) корневища;

Г) луковицы

  1. Игра «Таинственный ящик» Слайд 31.

(картофель, колючка, лук, чеснок, лист монстеры с корнем)

А) Я вырос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слез доведу. ( Лук)

Б) Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна. (Картофель).

В) Этот видоизмененный побег – кладезь витаминов, очень горький он на вкус. Он брат лука, но не арбуз. ( Чеснок)

Г) Для верблюда я еда, но уколю я вас всегда. ( Колючка)

Д) Монстром все зовут меня, но лиана ведь, же я. (Монстера)

VIII. Оценивание работы детей.

IX. Итог:

— Какому органу растений посвящен наш урок?

-С каким разнообразием побегов сегодня вы познакомились на уроке?

— О каких интересных видоизменениях побегов вы узнали?

-Что нового вы узнали на уроке?

Слайд 32. Рефлексия.

Слайд 33. Спасибо за работу, молодцы!

Слайд 34. Интернет- ресурсы.

Таблица№1

Типы побегов

Растения

Деревянистый побег

Травянистый побег

1

2

3

4

5

Таблица №1

Типы побегов

Растения

Деревянистый побег

Травянистый побег

1

2

3

4

5

Таблица №1

Типы побегов

Растения

Деревянистый побег

Травянистый побег

1

2

3

4

5

Приложение №3

Проверочный тест

1.Орган растения, соединяющий листья с почками и корень растения

А) Цветок;

Б) плод;

В) корень;

Г) побег

2. Побеги растений, растущие вертикально вверх и не нуждающиеся, в какой либо опоре называются:

А) Вьющиеся;

Б) прямостоячие;

В) лазающие;

Г) ползучие

3. Побеги, которые вьются по опоре называют:

А) вьющиеся;

Б) прямостоячие;

В) лазающие;

Г) ползучие

4. Всем известна лакомка- клубника, какой тип побегов у этого растения?

А) вьющиеся;

Б) прямостоячие;

В) лазающие;

Г) ползучие

5. Растения, которые обвивают рядом стоящие растения, дома и растут не прямо, а по спирали это:

А) лианы;

Б) лук;

В) горох;

Г) земляника

6. Видоизменения побегов могут быть:

А) воздушные;

Б) надземными;

В) подземными;

Г) плавающие

7. Какие видоизменения побегов относятся к надземным?

А) луковица;

Б) усы и усики;

В) корневище;

Г) колючки

8. Какие видоизменения побегов относятся к подземным?

А) клубни;

Б) колючки;

В) корневища;

Г) луковицы

Таблица №2:

Видоизменение побегов

Растение

Тип побега

Видоизменение побегов:

Надземное

Подземное

Ландыш

Корневище

Земляника

Усы

Лук

Луковица

Кактус

Колючки

Огурцы

Усики

Картофель

Клубень

Таблица №2:

Видоизменение побегов

Растение

Тип побега

Видоизменение побегов:

Надземное

Подземное

Ландыш

Корневище

Земляника

Усы

Лук

Луковица

Кактус

Колючки

Огурцы

Усики

Картофель

Клубень

У р о к 19. ПУСТЫНИ | Поурочные планы по окружающему миру 4 класс

У р о к 19. ПУСТЫНИ


Растения

Природные зоны

Животные

Ковыль

Тюльпан

Ель

Береза

Сосна

Мхи

Лишайники

Карликовая ива

Арктика

Тундра

Леса

Степь

Суслик,  …

Соболь,  …

Белый медведь,  …

Песец,  …

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

(ель)

Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

(солнце)

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло,

Спать летит в дупло.

(сова)

Вставь пропущенные буквы.

Запиши слова в три столбика: 1 скл., 2 скл., 3 скл.

Олен…, л…ственница, ель, сн…гирь, бру…ника, не…ть, б…рёза, св…ристель, лось, с…ница, ме…ь, жим…лость.

Вставь пропущенные буквы.

Запиши слова в три столбика: 1 скл., 2 скл., 3 скл.

М.тель, жим…лость, ель, сн…гирь, не…ть, св…ристель, лось, бру…ника, б…рёза, с…ница, олен…, л…ственница.

Определи и подпиши части речи:

Чистой белой скатертью покрылась земля.

Определи и подпиши части речи:

Пушистое покрывало лежит на земле и защищает растения.

Определи и подпиши части речи:

В морозную погоду на деревьях образуется снежный покров.

Определи и подпиши части речи:

Он в своей лесной палате носит пёстренький халатик.

Определи и подпиши части речи:

Он приходит в зимний вечер зажигать на ёлке свечи.

Определи и подпиши части речи:

Ночью в избе под напевы метели тихо разносится скрип колыбели.

Стихи. Лекарственные растения

Я сегодня услыхала
Жаркий спор целебных трав.
Как черника с земляникой
Разбирались, кто же прав:
Кто кого из них полезней,
Кто от всех спасёт болезней,
«Я черники много лучше», –
земляника говорит,-
Хоть расту в лесу дремучем,
Улучшаю аппетит,
Ещё жажду утоляю,
И желудку помогаю,
Мой лекарственный настой
От простуд рецепт простой.
Я давление снижаю,
Биться сердцу помогаю,
Раны быстро заживлю,
Коже молодость продлю!»
Возразила ей черника:
«Я полезней, спору нет.
Потому что для людей я
На сто бед один ответ.
Мой сироп снижает резко
В крови сахар у людей
Обладаю я уменьем
Лечить горло у детей
При гастрите и колите
Мой настой поможет всем
При ожогах, стоматите,
Всех избавлю от проблем!»
«С вами, девочки, поспорю,-
Встрял вдруг ландыш в этот спор,-
Никто лучше меня сердце
Не лечил с далёких пор.
Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-
Майский ландыш предложил.
И пошли они все вместе
Искать, кто б их рассудил.
Все, кого они встречали,
Только стеблями качали:
Говорили, что они
И полезны, и нужны.
И багульник, и душица,
Клевер, спаржа, медуница,
И лаванда, и чабрец,
И фиалка, наконец.
Оказался всех мудрей
Лишь лекарственный шалфей.
Он сказал: «Все вы полезны,
Вы – лекарства для людей,
Помогаете от болезней,
Только каждый от своей.
Спорить быстро перестаньте,
И не тратьте время зря,
А в дорогу собирайтесь:
Ждёт вас каждая семья!»
Подорожник

Весь в пыли,
Хоть сил немного,
У дороги он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид.
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.

Душица

Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её душистый лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай

Ромашки

Раз – ромашка, два – ромашка,
Вся в цветах большая чашка,
И на чайнике цветок.
Ох и вкусный мой чаёк!

Одуванчик

Насмешил всех одуванчик –
Влез в пушистый сарафанчик,
Как юла он завертелся –
Сарафанчик разлетелся.

Ромашки

Большеглазые ромашки
Дружат с клевером и кашкой.
Порезвятся на просторе,
Убегают в лес да поле.

***

Жёлтый цветик в поле рос,

На него зимою спрос:

Семена целебно-жгучи,

Греют, будто летний лучик.

Так с простудою сразиться

Помогает нам…

(ГОРЧИЦА!)

Коль дитя вдруг простудилось,

Горло сильно воспалилось,

Мама даст ребёнку в чашке

Чай из цветиков…

(РОМАШКИ!)

В цветах, и ствол его с шипами,

На вид как роза, но с плодами.

Полезней родственницы статной:

Напитком с давних пор он знатный.

Подскажет вам любой садовник,

Что ценен свойствами…

(ШИПОВНИК!)

***
Сидит на палочке

В красной рубашечке,
Брюшко сыто –
Камнями набито.

(Шиповник)
***

К дереву прижмётся
И кверху змейкой вьётся.
А под осень выйти в сад –
Гроздья жёлтые висят

Хмель
***

Что за древо-медонос

Манит пчёл, шмелей и ос?

И людей зовёт, пленит

Мелких цветиков магнит.

От простуды и от гриппа

Нас спасает в зиму…

Коль в ночи опять не спится,

Не сомкнуть никак ресницы,

Простынь в ёрзаньи измята –

Выпей чай из листьев …

В сенокос горька,

А в мороз – сладка,

Что это за ягода?

(КАЛИНА)
***
В нём почти сто метров роста,

На него залезть непросто!
Из Австралии был он
К нам в Колхиду завезён.
У него одна работа –
Осушение болота.

Эвкалипт

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.

Мать – и – мачеха


Мать – и – мачеха появляется на проталинах в начале апреля. Это многолетнее растение похоже на одуванчик, но значительно меньше размером. Цветы – корзиночки находятся на стебле, покрытыми буроватыми чешуйками(видоизмененными листьями).
На ночь и на ненастье цветок мать- и – мачехи плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные бурые листья.
Сверху они ярко-зеленые, блестящие, жестковатые, холодные, снизу же листья покрыты густым белым бархатистым пухом, который, если его приложить к руке, греет. От чего, видимо, и произошло название.
Настойка из цветов и листьев этого растения употребляется при простудных заболеваниях, при кашле, а также для возбуждения аппетита.

Ромашка


Ромашка аптечная – однолетнее пахучее растение с тонким ветвистым стеблем и перистыми, узколинейными листьями. Она размножается семенами, неприхотлива, легко переносит смену погоды. Но ей необходимы хорошо освещенное место, рыхление и хорошая обработка почвы. Ромашка содержит эфирные масла. Ромашку применяют при желудочно-кишечных заболеваниях, как потогонное, обволакивающее, болеутоляющее средство, а так же при заболеваниях почек и желчных путей.

Одуванчик.


Одуванчик лекарственный

является одним из самых распространенных многолетних растений семейства астровых. Листья гладкие, ярко- желтые, язычковые, в крупных корзинках. Плоды- семянки с хохолком. Цветет растение с апреля по сентябрь. В его корнях содержатся гликоцид, тараксоцин, дубильное вещество, витамин А, 2-3% каучука. Для лечебных целей применяют главным образом корни. Их применяют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, как желчегонное средство. Весной из листьев одуванчика приготавливают витаминный салат (листья предварительно вымачивают в соленой воде).

Календула


Календула, или ноготки семейства астровых – однолетнее растение яркой окраски. Оно продолжительно и обильно в цветении, обладает приятным запахом. Издавна используется в декоративном цветоводстве. Настой и мази календулы имеют широкое применение в медицине. Спиртовые настойки цветков календулы – прекрасное бактерицидное и противовоспалительное средство при ангине, заболеваниях слизистой оболочки рта, порезах, гнойных ранах.

Крапива двудомная


Многолетнее травянистое растение семейства крапивных. Листья и стебель крапивы покрыты мелкими жгучими волосками, обжигающими кожу. В листьях крапивы содержится большое количество органических кислот, витаминов, микроэлементов, дубильных веществ, фитонцидов. Витамина С в крапиве в 2, 5 раза больше, чем в лимонах и в 10 раз больше чем в яблоках и картофеле. Из молодых листьев крапивы можно приготовить зеленые щи, салаты. С лечебной целью используют как свежую, так и высушенную крапив. Используется растение как кровеостанавливающее, а так же как мочегонное средство.

Васильки

Васильки – принадлежат к семейству сложноцветных. Это однолетнее, травянистое растение. В народной медицине растение используется в качестве глазных примочек, как противолихорадочное средство, является составной частью некоторых мочегонных чаев. Лечебными свойствами обладают только ярко-синие краевые цветки васильков.

Земляника лесная.


Земляника лесная – многолетнее травянистое растение семейства розоцветных. От корневища отходят тонкие корни и длинные наземные ползучие побеги- усы. Цветет земляника в мае- июне. Ягоды от белого до темно-малинового цвета и имеют неповторимый запах. Следует отметить питательную ценность земляники. Это настоящая копилка полезных для организма веществ, где есть сахар, различные органические кислоты, пектиновые и дубильные вещества, эфирные масла, микроэлементы, витамины С,В. Из сухих плодов земляники приготавливают чай, который применяется при простуде.

Мать-и-мачеха


Основное действие мать-и-мачехи – отхаркивающее, а также мягчительное и легкое потогонное.

10 гр измельченных листьев заваривают стаканом кипятка и настаивают 30 мин. Пьют по 1 столовой ложке 4-6 раз в день (Л. Я. Скляревский, И. А. Губанов, 1970).

В народной медицине применяют листья и цветки растения как отхаркивающее и мягчительное средство, а также для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения в качестве обволакивающего средства при желудочно-кишечных заболеваниях и при золотухе.

Наружно мать-и-мачеху применяют при фурункулезе и для заживления ран (прикладывают свежие листья на больные места).